Business is booming.

Праздник непослушания

Праздник непослушания

Учёные подсчитали, сколько россиян ежегодно умирает «от праздников», – около 10 тыс. человек. Это чуть больше количества всех умышленных убийств в стране. И получается, что если бы граждане чуть поспокойнее вели себя на Новый год или 23 Февраля, то эффект оказался бы таким, будто в мире наконец удалось соблюсти главную библейскую заповедь.

Не вышел с каникул

Впрочем, особого секрета тут никогда не было. Например, полтора десятилетия назад тогдашний главный санитарный врач Геннадий Онищенко назвал новогодние праздники «декадой ужаса, когда большинству приходится сталкиваться с самым страшным врагом – самим собой». В новогодние каникулы смертность растёт на 14% – и у мужчин, и у женщин. Но если у дам показатели «входят в норму» уже к 11 января, то мужская смертность «гуляет» до 24–25‑го. Даже если взять только январские праздники, то в России умирает примерно на 6 тыс. человек больше, чем в обычные недели. Проблема не только в алкоголе, хотя главным образом в нём.

Именно избыточная алкогольная смертность стала причиной возрождения в стране вытрезвителей, которые за последние годы заработали в трети российских регионов. В 2023 г. их «посетили» 150 тыс. человек, многие из которых таким образом спаслись от смерти. Но сама проблема кардинально не решилась.

В 2021 г., когда закон о вытрезвителях вступил в силу, депутаты били в колокола: «По причинам алкогольного опьянения в стране ежегодно гибнет более 50 тысяч граждан», в том числе 8–10 тыс. – от переохлаждения на улице. А зампред комитета Госдумы по охране здоровья Николай Говорин уверял, что замерзают в год около 30 тыс. россиян. То есть вдвое больше, чем погибает в ДТП. А сколько ещё пьяненьких получают обморожения, и им потом руки-ноги ампутируют! Правда, подтверждённые данные оказались значительно скромнее, но ведь и они довольно дикие. Во всяком случае, такого роста смертности на Новый год не наблюдается ни в одной европейской стране.

Парламентарий Валерий Гартунг рассказывал случай в Челябинской области: нашли полицейские человека «в дрова», а везти некуда. Не в отдел же, где дежурный орать будет. Ну и просто бросили его в водоём – и человек утонул. Депутаты посетовали, что погибший совсем не обязательно был горьким пьяницей и мог бы платить налоги – как раз приличные труженики чаще всего и напиваются с непривычки. Особенно много молодых.

Александр Немцов и его коллеги из Московского НИИ психиатрии подсчитали, что смертность подскакивает вокруг ещё трёх праздников – 23 Февраля, 8 Марта и 9 Мая. В сумме они дают ещё более 1, 7 тыс. дополнительных смертей. При этом 12 июня и 4 ноября ничего аномального не происходит – День России и День народного единства появились сравнительно недавно, и народ, похоже, воспринимает их как самые обычные выходные. Ещё 2, 2 тыс. избыточных смертей исследователи получили, сравнив даты рождения и смерти 17 млн умерших. Смертность подскакивает в течение двух недель после дня рождения. Именинники, поди, и не задумываются, что математическая вероятность умереть на днюху выше, чем в любой другой день в году.

Смерти мужчин составляют 81% от общей избыточной смертности в праздники. Роспотребнадзор не раз обращал внимание, что в новогодние праздники количество обращений к врачу с жалобами на последствия алкогольного отравления вырастает на 40–50%. А динамика смертности от перепоя довольно точно следует за колебаниями смертности в целом. Но есть и «отложенная алкогольная смертность» – всё-таки врачи работают, спасают людей, которые и в дальнейшем относятся к своему здоровью халатно. Многие в саму новогоднюю ночь употребляют алкоголь умеренно, поскольку это «семейный праздник» и нельзя ударить в салат лицом перед детьми или родителями. Зато они начинают навёрстывать 2–3 января. И числу к 10-му окончательно приходят к финишу.

В праздничные дни растёт число убийств, а в дни рождения – суицидов. И нет внятных объяснений, почему именно в день рождения на человека наваливается такая тоска, что хоть в петлю. Возможно, некоторые чувствуют свою ненужность близким, которые либо вовсе забывают поздравить, либо сказали сухие дежурные слова, заставив подвести неутешительный итог жизни. Зато со смертоубийством всё понятно и незатейливо. Камеры в магазине зафиксировали, как два одиночества встретились в магазине в 22:55, а уже под бой курантов один проломил другому голову табуреткой в квартире неподалёку. Если в течение года в стране происходит в среднем 40–50 убийств в день, то 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая – 65–70, а 1 января это значение достигает 170–180. Почти 80% всех убийств в России совершено в состоянии алкогольного опьянения.

Глава вторая

Логично предположить, что кто-то из особо сердобольных депутатов предложит запретить праздники, которые не стоят слезинки детей папаши, решившего окунуться в прорубь без страховки на Крещение. Но это было бы не слишком умно. Во-первых, смертность в праздники растёт во многих странах. В США избыточные смерти на Новый год и Рождество оцениваются в 1, 6 тыс. душ ежегодно. А в Швейцарии риск смерти в день рождения даже выше, чем у нас, – 13, 8% против 9%. Во-вторых, россияне не только в праздник умеют найти себе неприятностей.

Официально около 2 тыс. сограждан гибнет на рабочем месте в течение года. Из этих двух тысяч смертей три четверти – это непосредственно несчастные случаи на производстве. Ещё 500 россиян умирают от профессиональных заболеваний, как, например, заразившиеся коронавирусом медики. Но попробуй ещё докажи в нашем суде, что рак у тебя образовался в результате работы в химической лаборатории, а не, например, от курения. По словам директора НИИ медицины труда РАМН Николая Измерова, профессиональная заболеваемость в России сегодня в 40 раз ниже, чем в Дании, в 25 раз меньше, чем в США.

По всей видимости, доказать связь кончины с перегрузками на рабочем месте в России – большая проблема. Обычно родственники и не пытаются этого добиваться из-за очень скромных выплат. Международная организация труда (МОТ) считает, что реально в нашей стране «190 тыс. человек ежегодно погибают из-за работы в опасных условиях, из них 20 тыс. – в результате несчастных случаев». Из чего рассчитаны такие оценки – непонятно.

Однако даже из российских расчётов середины 2010-х следует, что плохая охрана труда обходится стране в 4% ВВП. В частности, 180 тыс. россиян ежегодно вынуждены досрочно выходить на пенсию из-за инвалидности и профзаболеваний. И содержит их государство. В России около семи миллионов инвалидов I и II групп в возрасте до 50 лет, у половины инвалидность приобретённая – фактически на их места и приглашают гастарбайтеров из-за рубежа. В Минтруде обещали сократить количество «вредных» рабочих мест с 20 до 3–5%. Но как их считали и что происходит на рынке труда в реальности, вряд ли скажет хоть один специалист.

На первых местах по производственному травматизму строительство, добывающая промышленность, транспорт, лесное и сельское хозяйство. Из неожиданностей – индустрия связи и торговля недвижимостью. Кто бы мог подумать, что при прокладке кабелей для Интернета и установке вышек сотовых операторов погибает более 30 человек ежегодно. А сотрудники агентств недвижимости часто гибнут в ДТП и от рук преступников, поскольку вынуждены иметь при себе крупные суммы наличными.

К тому же малый и средний бизнес в статистику почти не попадает. В строительстве известно немного случаев, когда пострадали гастарбайтеры. Хотя мы знаем, что они гибнут десятками, но руководство компаний решает такие вопросы с родственниками, а суммы компенсаций могут быть самыми различными. По суду можно получить куда меньше. Остаться на всю жизнь без руки стоит 70 тыс. рублей, без ноги — 80 тысяч. Это реальные примеры из юридической практики.

Сотрудника магазина убил током кассовый аппарат, а в фирме сказали, что он «сам виноват». Суд с этой позицией как будто согласился: присудил родственникам всего 40 тыс. рублей. Или электрик полез на подгнивший столб электропередачи – столб упал, электрик погиб. В его крови обнаружили немного алкоголя и вовсе отказались платить компенсацию. Если человек погиб в двух метрах от проходной, де-юре это уже не «смерть на рабочем месте». И бизнес этим пользуется. Например, Горно-металлургический профсоюз России отмечает в отрасли многократный рост случаев травматизма по пути на работу на фоне снижения числа производственных травм.

Работодателя иногда можно понять: оплачивать чужую глупость никто не хочет. Двое охранников ночью испытывали бронежилет – один надел его на себя, другой со всей силы ударил ножом – вошёл по рукоятку. Полицейский конфисковал пакет с белым порошком, который, как в кино, попробовал на язык, – порошок оказался ядом. Рабочий чистил цистерну из-под спирта и решил подсветить себе зажигалкой. Есть масса людей, с которыми можно провести сотню занятий по технике безопасности, а они всё равно сделают по-своему – и на работе, и в праздник.

Источник: argumenti.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.